Наблюдайте за своими аквариумными питомцами

Мы порой и сами не знаем, а, возможно, просто не за­думываемся над тем, чем нас привлекает аквариум. Восхища­ет красотой подводного мира, радует глаз разнообразием форм и красок рыб и растений? На­верное, все это есть и действи­тельно немало значит. Но главное, несомненно, в другом. Нас манит постоянно меняюща­яся картина жизни обитателей аквариума, их поведение.

От многих любителей можно услышать рассказы о наблюде­ниях за поведением своих пи­томцев. Иногда бывают крайне интересные описания, ценные с точки зрения науки о поведе­нии животных — этологии. Ведь аквариумные рыбы в этом отношении изучены очень сла­бо. Только немногие виды рас­пространенных у аквариумистов рыб стали объектами специаль­ного исследования. Это золотые рыбки, трехиглые колюшки, от­дельные виды лабиринтовых, цихлид, карповых, харацино- вых. До многих других у спе­циалистов, что называется, по­ка «руки не дошли». Да к тому же этологов чаще интересует не поведение отдельного вида во всем его разнообразии, а более общие вопросы, например, за­кономерности стайного поведе­ния рыб, их коммуникация, способности к научению и т. д.

Только аквариумисты-любите­ли, имеющие возможность изо дня в день наблюдать за своими подопечными, знающие нередко каждую рыбу «в лицо», знако­мые с индивидуальными осо­бенностями рыб, могут при же­лании и определенной подго­товке провести скрупулезные наблюдения, описать увиден­ное, пополнив таким образом нашу общую «копилку» знаний о поведении рыб.

А эта «копилка» способна вместить еще много интересно­го. Время от времени в литера­туре появляются факты, кото­рые не просто дополняют наши представления о рыбах, но даже серьезно изменяют их. Взять хотя бы способность рыб к обу­чению. В течение многих лет, когда исследования велись с применением традиционных методик выработки условных реакций по Павлову, рыб счи­тали весьма низкоорганизован­ными существами, не способны­ми к выработке сложных пове­денческих актов.

Более поздние исследования, проведенные с помощью раз­личных новых методик, показа­ли, что психика рыб явно недо­оценивалась. Еще до получения результатов экспериментов в строго контролируемых лабора­торных условиях это почувство­вали рыбаки, когда у них стали резко падать уловы в местах скопления рыб. Начали выяс­нять причину. Оказалось, что промысловые рыбы, обитающие в толще воды, научились разли­чать по характеру шумов тип судна и при приближении тра­улера опускаются ниже уровня, на котором тянут трал; при прохождении же пассажирских и грузовых судов рыбы не ме­няют глубины, продолжая кор­миться. Попав в трал или в другие сетные орудия лова, они стали вовремя распознавать опасность и уходить вперед, увеличивая скорость, а при ло­ве в поверхностных слоях воды, уходить, «перекатываясь», пе­репрыгивая через верхнюю под­бору орудия лова.

Наблюдая из подводного аппа­рата, перемещавшегося парал­лельно донному тралу, исследо­ватели увидели, как при при­ближении нижней подборы тра­ла рыбы не впадали в панику и не метались по сторонам, а бы­стро отыскивали на дне углуб­ления и, образуя буквально мно­гослойный «пирог», залегали в них, пропуская таким образом подбору трала над собой. Это происходило в районе, где регу­лярно ведется донное траление.

Исследования, проведенные специалистами-этологами Т. С. Лещевой и А. Ю. Жуйковым на рыбах разных видов, в том чис­ле и на аквариумных, показа­ли, что у них сильно развита способность к обучению. Оно основано на подражании дру­гим особям, освоившим, к при­меру, новый способ добывания пищи или ухода от опасности. Да и способностью к индивиду­альному обучению рыбы не обижены. В экспериментах, чтобы получить корм, они осво­или прыжок через преграду, научились вплывать и выплы­вать из бутылки, нажимать го­ловой на рычаг, ложиться набок и протискиваться под низко расположенной перегородкой и т. п.

К. Прайор, написавшая уди­вительную книгу о дельфинах «Несущие ветер» (М., «Мир»,1981), упоминает о том, что в конкурсе на вакантное место дрессировщика дельфинов побе­дил некий молодой человек, продемонстрировавший свои способности к дрессировке жи­вотных на рыбах. К примеру, гуппи у него ловко перескаки­вали через спичку, выпрыгивая довольно высоко из воды.

Подражание рыб друг другу, причем не только внутри вида, но и между видами, наблюдает­ся и в любительском аквариуме. Можете даже воспользоваться этой способностью рыб в своих интересах.

Многие аквариумисты вынуж­дены давать рыбам сухие кор­ма. Некоторые виды, прежде всего питающиеся в поверхност­ных слоях воды, легко перехо­дят на такую кормежку. Дру­гие, например, сомики, приуча­ются с трудом. Но если в одном аквариуме содержатся и те и другие, проблем, как правило, не возникает. Донные рыбы, вцдя, как питаются остальные, тоже начинают подниматься к поверхности и есть вместе со все­ми. При обучении сомиков роль учителей успешно выполняют «живородки», например, гуппи.

Используя феномен подража­ния, можно быстро приучить рыб кормиться из подвешенной в толще воды стеклянной банки. Стайные рыбы, например, ха- рациновые, как правило, сами не могут научиться заплывать в банку, чего не скажешь о гуп­пи, меченосцах, пецилиях. В поисках корма «живородки» об­шаривают всякие укромные ме­ста, двигаясь по весьма замыс­ловатым траекториям, и обычно начинают питаться из банки в тот же день, как их поместят в аквариум. Глядя на них, и дру­гие рыбы, вначале тыкавшиеся бессмысленно в стеклянные стенки, тоже начинают заплы­вать в банку. Если харациновые содержатся отдельно, а вам хо­чется использовать этот удоб­ный способ подачи корма (осо­бенно трубочника) — подсадите к ним нескольких гуппи. И тогда вы сможете наблюдать, как бы­стро идет учеба, основанная на подражании.

Этими примерами мы хотели показать, как много интересного можно обнаружить в поведении рыб, их психике, если прово­дить целенаправленные наблю­дения.

Разумеется, сначала нужно научиться замечать нюансы по­ведения своих питомцев и уметь толково описать увиден­ное. Здесь поможет опыт на­блюдений за поведением других

Сегодня вашему вниманию предлагается заметка любителя из Санкт-Петербурга Д. Спиро о поведении попугайчиков (Pelvicachromis pulcher) в пери­од нереста и выращивания мальков.омашних питомцев — кошки, собаки, хомячка, а также зна­комство с книгами и фильмами о поведении животных. От тех читателей, кого интересует по­ведение рыб, мы ждем писем с описанием наблюдений и про­веденных опытов. Наиболее ин: тересные материалы будут опубликованы.

Автор: aquachainik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.