От многих любителей можно услышать рассказы о наблюдениях за поведением своих питомцев. Иногда бывают крайне интересные описания, ценные с точки зрения науки о поведении животных — этологии. Ведь аквариумные рыбы в этом отношении изучены очень слабо. Только немногие виды распространенных у аквариумистов рыб стали объектами специального исследования. Это золотые рыбки, трехиглые колюшки, отдельные виды лабиринтовых, цихлид, карповых, харацино- вых.
До многих других у специалистов, что называется, пока «руки не дошли». Да к тому же этологов чаще интересует не поведение отдельного вида во всем его разнообразии, а более общие вопросы, например, закономерности стайного поведения рыб, их коммуникация, способности к научению и т. д.
Только аквариумисты-любители, имеющие возможность изо дня в день наблюдать за своими подопечными, знающие нередко каждую рыбу «в лицо», знакомые с индивидуальными особенностями рыб, могут при желании и определенной подготовке провести скрупулезные наблюдения, описать увиденное, пополнив таким образом нашу общую «копилку» знаний о поведении рыб.
А эта «копилка» способна вместить еще много интересного. Время от времени в литературе появляются факты, которые не просто дополняют наши представления о рыбах, но даже серьезно изменяют их. Взять хотя бы способность рыб к обучению. В течение многих лет, когда исследования велись с применением традиционных методик выработки условных реакций по Павлову, рыб считали весьма низкоорганизованными существами, не способными к выработке сложных поведенческих актов.
Более поздние исследования, проведенные с помощью различных новых методик, показали, что психика рыб явно недооценивалась. Еще до получения результатов экспериментов в строго контролируемых лабораторных условиях это почувствовали рыбаки, когда у них стали резко падать уловы в местах скопления рыб. Начали выяснять причину. Оказалось, что промысловые рыбы, обитающие в толще воды, научились различать по характеру шумов тип судна и при приближении траулера опускаются ниже уровня, на котором тянут трал; при прохождении же пассажирских и грузовых судов рыбы не меняют глубины, продолжая кормиться. Попав в трал или в другие сетные орудия лова, они стали вовремя распознавать опасность и уходить вперед, увеличивая скорость, а при лове в поверхностных слоях воды, уходить, «перекатываясь», перепрыгивая через верхнюю подбору орудия лова.
Наблюдая из подводного аппарата, перемещавшегося параллельно донному тралу, исследователи увидели, как при приближении нижней подборы трала рыбы не впадали в панику и не метались по сторонам, а быстро отыскивали на дне углубления и, образуя буквально многослойный «пирог», залегали в них, пропуская таким образом подбору трала над собой. Это происходило в районе, где регулярно ведется донное траление.
Исследования, проведенные специалистами-этологами Т. С. Лещевой и А. Ю. Жуйковым на рыбах разных видов, в том числе и на аквариумных, показали, что у них сильно развита способность к обучению. Оно основано на подражании другим особям, освоившим, к примеру, новый способ добывания пищи или ухода от опасности. Да и способностью к индивидуальному обучению рыбы не обижены. В экспериментах, чтобы получить корм, они освоили прыжок через преграду, научились вплывать и выплывать из бутылки, нажимать головой на рычаг, ложиться набок и протискиваться под низко расположенной перегородкой и т. п.
К. Прайор, написавшая удивительную книгу о дельфинах «Несущие ветер» (М., «Мир»,1981), упоминает о том, что в конкурсе на вакантное место дрессировщика дельфинов победил некий молодой человек, продемонстрировавший свои способности к дрессировке животных на рыбах. К примеру, гуппи у него ловко перескакивали через спичку, выпрыгивая довольно высоко из воды.
Подражание рыб друг другу, причем не только внутри вида, но и между видами, наблюдается и в любительском аквариуме. Можете даже воспользоваться этой способностью рыб в своих интересах.
Многие аквариумисты вынуждены давать рыбам сухие корма. Некоторые виды, прежде всего питающиеся в поверхностных слоях воды, легко переходят на такую кормежку. Другие, например, сомики, приучаются с трудом. Но если в одном аквариуме содержатся и те и другие, проблем, как правило, не возникает. Донные рыбы, вцдя, как питаются остальные, тоже начинают подниматься к поверхности и есть вместе со всеми. При обучении сомиков роль учителей успешно выполняют «живородки», например, гуппи.
Используя феномен подражания, можно быстро приучить рыб кормиться из подвешенной в толще воды стеклянной банки. Стайные рыбы, например, ха- рациновые, как правило, сами не могут научиться заплывать в банку, чего не скажешь о гуппи, меченосцах, пецилиях. В поисках корма «живородки» обшаривают всякие укромные места, двигаясь по весьма замысловатым траекториям, и обычно начинают питаться из банки в тот же день, как их поместят в аквариум.
Глядя на них, и другие рыбы, вначале тыкавшиеся бессмысленно в стеклянные стенки, тоже начинают заплывать в банку. Если харациновые содержатся отдельно, а вам хочется использовать этот удобный способ подачи корма (особенно трубочника) — подсадите к ним нескольких гуппи. И тогда вы сможете наблюдать, как быстро идет учеба, основанная на подражании.
Этими примерами мы хотели показать, как много интересного можно обнаружить в поведении рыб, их психике, если проводить целенаправленные наблюдения. Разумеется, сначала нужно научиться замечать нюансы поведения своих питомцев и уметь толково описать увиденное. Здесь поможет опыт наблюдений за поведением других
Сегодня вашему вниманию предлагается заметка любителя из Санкт-Петербурга Д. Спиро о поведении попугайчиков (Pelvicachromis pulcher) в период нереста и выращивания мальков.омашних питомцев — кошки, собаки, хомячка, а также знакомство с книгами и фильмами о поведении животных. От тех читателей, кого интересует поведение рыб, мы ждем писем с описанием наблюдений и проведенных опытов. Наиболее ин: тересные материалы будут опубликованы.