Корни паркура — в результате извержения вулкана на карибском острове Мартиника погибло 28 000 человек, а город Сен-Пьер превратился в руины. Лейтенант французского флота Жорж Эберт координировал эвакуационные мероприятия в тот день, и он был поражен тем, как коренным жителям удавалось быстро и грациозно преодолевать вокруг себя обломки. Это привело его к разработке техники, которая впоследствии была адаптирована для тренировок французского спецназа, а когда бывший солдат Раймонд Белль решил поделиться этими приемами со своим сыном Давидом и его друзьями, родился паркур.
В течение нескольких лет он был нишевым видом деятельности, но сейчас мы видим — сериалы 2020 новинки русские — паркур повсюду, в том числе и в Голливуде. В таких фильмах, как «Казино Рояль» и «Первый мститель: Другая война», есть потрясающие сцены с паркуром, а в экранизации игры «Assassin’s Creed» (известной своей захватывающей системой перемещения) Майкл Фассбендер прыгал по древней Андалузии как профессионал. Паркур стал выдающимся моментом в каждом из этих фильмов, но если вам недостаточно одной сцены, то вы пришли по адресу.
За годы существования паркура было выпущено множество боевиков, но подавляющее большинство из них остались незамеченными. От забытых фильмов с участием звезд Marvel и бывших звезд «Сумерек» до безумных, насыщенных трюками зарубежных картин, которые стоит посмотреть, — вот лучшие паркур-боевики, которые вы еще не видели.
1«Ямакаси: Свобода в движении» (2001) был первым настоящим фильмом о паркуре
Отец-основатель паркура, француз Давид Белль собрал группу единомышленников и обучил их «la méthode naturelle», технике Жоржа Эберта. Белль рассматривал «естественный метод» просто как способ тренировки, но у некоторых его друзей были другие идеи. Если Белль считал, что паркур должен заключаться в быстром и эффективном преодолении препятствий, то его коллега Себастьен Фукан полагал, что в паркуре нужно больше изюминки. Это привело к развитию фрираннинга — ответвления паркура, включающего сальто и причудливые трюки. Разногласия привели к тому, что Белль отделился от группы, которая стала известна как «Ямакаси» — конголезское слово, означающее «сильный в своей личности».
В 1998 году «Ямакаси» получили большой успех, поразив воображение Люка Бессона, который увидел их головокружительные выходки в телевизионном репортаже. Французский режиссер снял их в роли ниндзя в фильме «Такси 2», а затем решил написать полноценный сценарий по мотивам возникновения этой команды. Вышедший в 2001 году фильм «Ямакаси» стал первым настоящим фильмом о паркуре, а его захватывающие экшн-сцены и не теряют своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о том, как титулованные трейсеры пытаются собрать деньги для больного мальчика, которому нужно новое сердце. Девятилетний Джамель перенес остановку сердца после падения с дерева, и когда Ямакаси узнают, что сомнительный хирург пытается обокрасть мать мальчика, они начинают грабить дома членов совета директоров больницы, надеясь собрать достаточно денег, чтобы спасти ребенка.
2«Трейсеры» (2015) — это головокружительное путешествие по Нью-Йорку
Тэйлор Лотнер был уже известен в Голливуде, когда в 2013 году начались съёмки нью-йоркского фильма о паркуре «Трейсеры». В боевике бывшая звезда «Сумерек» играет Кэма, велокурьера, погрязшего в долгах перед все более нетерпеливыми и злыми бандитами. Он живет в арендованном гараже и изо всех сил пытается удержать голову над водой, когда случайное столкновение с красавицей Никки (Мари Авгеропулос) заставляет его погрузиться в мир преступности и свободного бега. Никки входит в группу, которая использует паркур для совершения ограблений по всему мегаполису, и Кэму придется быстро учиться, если он хочет присоединиться к ней.
Очевидно, что актер должен был быть в отличной форме для этой роли. «Думаю, справедливо будет сказать, что я сделал все», — сказал Лотнер, когда Entertainment Weekly спросил, выполнял ли он трюки самостоятельно. «На самом деле это было довольно удивительно для меня. Я много тренировался в Лос-Анджелесе с лучшими специалистами по паркуру, но там были довольно безумные трюки, и я думаю, что они просто позволяли мне делать все». Физические данные Лотнера и его самоотдача позволили создать несколько впечатляющих экшн-сцен, но фильм не нашел свою аудиторию (он вышел только в 2015 году, когда мания по «Сумеркам» угасла). Тем не менее некоторые критики смогли оценить «Трейсеры» по достоинству — фильм, по большей части, любовное письмо к Нью-Йорку.
«[Фильм] демонстрирует любовь не только к трюкам, но и к различным поверхностям города», — говорится в рецензии The New York Times.
3«Беги» (2013) — это страстный и «улётный» проект про паркур
Звезда «Хроник Нарнии» Уильям Моусли играет главную роль в фильме «Беги» 2013 года о подростке, увлекающемся паркуром, которого родной отец уговаривает стать грабителем. Мелкий мошенник Майк (Адриан Пасдар) и его сын Дэниэл (Моусли) путешествуют из города в город, обнося ювелирные магазины и ломбарды. Они избегали возвращаться в Нью-Йорк из-за дяди Дэниэла (Эрик Робертс), босса мафии, который винит Майка в смерти своей сестры, но когда начинается основное повествование, у героев уже не осталось вариантов, куда можно было бы поехать. Когда сын и отец добираются-таки до родных мест, Дэниэл быстро сближается с городской толпой паркурщиков. Новые друзья и единомышленники заставляют парня усомниться в преданности своему «старику».
Фильм «Беги» — это дебют сценариста и режиссера Симоне Бартезаги, решившего бросить продюсирование и прочие руководящие должности и начать работу над фильмом о паркуре, так как кинематографист серьезно увлекся этим стилем жизни. Сценарий мужчины вызвал определенную шумиху в профессиональных кругах (Бартезаги получил приз за лучший сценарий на Миланском международном кинофестивале), так почему же никто не слышал о фильме? Нью-Йорк в кадре в очередной раз доказывает, что это идеальное место для паркур-боевиков, но причина, по которой вы не знали об этой ленте, заключается в том, что она провалилась в других областях. По мнению Film Intuition, в финале итальянский постановщик взял курс на «гангстерское B-movie» и сильно прогадал…
Тем не менее рецензент продолжает утверждать, что «энтузиасты паркура все равно захотят посмотреть „Беги“, поскольку так мало изображений того, чем они занимаются, попало на большой экран».
4«13-й район» (2004) покорил критиков своими сумасшедшими экшн-сценами
К моменту написания Люком Бессоном одноименного фильма Давид Белль уже расстался с Ямакаси, но Бессон продолжал работать с пионером паркура в одном из последующих проектов. Бессон стал соавтором и продюсером фильма «13-й район» 2004 года, французского боевика, действие которого происходит в Париже, охваченном преступностью. Название района стало настолько нарицательным, что парижские власти отгородили его стеной от остального города, оставив бедных жителей на произвол судьбы. Когда в трущобы контрабандой доставляют правительственную бомбу, Лейто (Давид Белль) объединяется с полицейским под прикрытием Дамьеном (Сирил Раффаэлли), чтобы найти ее до того, как она взорвется, раскрывая в процессе миссии зловещий заговор правящего класса.
Фильм, снятый режиссером Пьером Морелем (который впоследствии стал режиссером боевика «Заложница» 2008 года с Лиамом Нисоном в главной роли), был хорошо принят во Франции и США. Хотя многие признали, что сюжет не был новаторским, потрясающие экшн-сцены с лихвой компенсировали это. В восторженной рецензии The New York Times лирически отозвалась об атлетизме и мастерстве, демонстрируемых на протяжении всего фильма, сказав:
«Паркур — это не обычный для кино „хаос“, а великолепно поставленная гимнастика боли, которая возвышает „13-й район“ над невыполнимыми миссиями и последними боями сезона».
Подавляющее большинство критиков согласны с тем, что «13-й район» стоит того — смотреть здесь, чтобы потратить на него свое время, так как этот фильм с бешеными американскими горками имеет впечатляющий 80-процентный рейтинг «свежести» на Rotten Tomatoes.
5«13-й район: Ультиматум» (2009) поднимает франшизу на новый уровень
В сиквеле «13-го района» 2009 года Давид Белль и Сирил Раффаэлли вновь собрались вместе для очередной, бросающей вызов гравитации, пробежке по антиутопическому Парижу. В фильме «13-й район: Ультиматум» наши герои продолжают свои попытки разрушить стены, окружающие трущобы, и навсегда избавиться от наркоторговцев. Однако в районе начинаются массовые беспорядки, когда двое полицейских оказываются мертвыми, но Лейто и Дамьен вскоре обнаруживают, что это подстава — полицейские были убиты коррумпированными правительственными агентами, которые планируют взорвать пять многоэтажек в центре района и заменить их роскошными квартирами.
По своей завязке этот фильм не слишком отличается от оригинала, но события в нем развиваются более стремительно. Если в первой ленте основное внимание уделялось паркуру Белль, то в этот раз сценарист Люк Бессон хотел максимально использовать навыки Раффаэлли в боевых искусствах. Оба мужчины совершают множество физически впечатляющих подвигов в течение 106 минут, и это без преувеличения идеальная часть боевика.
Фильм состоит из «предсказуемой (но не менее впечатляющей) серии экшн-сцен с паркурными погонями по городу, большим количеством рукопашных боев и множеством татуированных, злобных гангстеров», — пишет Film School Rejects. Насилие не просто есть в кадре, а «насилие жестокое, особенно когда мы видим, как Дамьен вступает в рукопашную схватку с любым из своих врагов».
Как и его предшественник, «Район 13: Ультиматум» имеет рейтинг «свежести» на Rotten Tomatoes 74 процента. Что очень хорошо.
6«13-й район: Кирпичные особняки» (2014) — достойный ремейк с Полом Уокером в главной роли
В фильме 2014 года «Кирпичные особняки», американском ремейке французского хита «13-й район», Париж заменен на Детройт. Люк Бессон снова принял участие в работе над фильмом, как и Давид Белль, основатель паркура и звезда фильмов «13-й район». Сирил Раффаэлли был заменен на Пола Уокера, что стало его предпоследним появлением в кино (актер скончался в результате автомобильной аварии во время съемок «Форсаж 7» 2015 года), и Белль одобрил этот шаг. Когда один из поклонников пожаловался на это изменение в Твиттере, Белль защитил это решение.
«Лично мне очень нравится работа, которую проделал Пол Уокер», — сказал он (через Parkour.com). «Фильм станет для меня новым опытом, и я с нетерпением жду возможности поработать с ним».
Как это обычно бывает с голливудскими ремейками зарубежных фильмов, «Кирпичные особняки» не дотягивают до оригинала. Здесь нет такого захватывающего дух паркура, как в «13-ом районе» (что Empire объясняет тем, что Белль «немного постарел»), а Пол Уокер не сравнится с Раффаэлли в плане боевых навыков, но между двумя главными героями существует несомненная химия и гармония.
«Когда мы впервые встретились, мы как бы присматривались друг к другу и приценивались», — рассказал Белль. «Но с первых же кадров обстановка разрядилась, и мы поняли, что на самом деле очень нравимся друг другу».
О «Кирпичных особняках» быстро забыли, хотя поклонники Уокера и Белль определенно получат от просмотра боевика удовольствие.
7«Турнир на выживание» (2009) демонстрирует в полной мере мастерство паркурщика Себастьена Фукана
Когда Джеймс Бонд в исполнении Дэниела Крейга преследует ловкого террориста по крышам Мадагаскара в фильме «Казино Рояль», то это не обычный каскадер. Создателя бомбы Моллаку играет Себастьен Фукан, старый друг Давида Белля и один из самых первых практиков паркура. Когда Белль и Фукан зашли в тупик относительно будущего своего увлечения, последний перебрался через Ла-Манш в Великобританию и основал дисциплину под названием фриран. Именно в северо-восточной Англии, в Мидлсбро, француз получил возможность продемонстрировать свое видение «свободного бега», снявшись в главной роли в боевике «Турнир на выживание».
По замыслу режиссера Скотта Манна, общество богатых людей собирает лучших убийц в мире для большой бойни каждые семь лет. Все убийцы (ровно 30 человек) съезжаются в один город, и тот, кто останется последним, получает 10 миллионов долларов. В фильме играют Винг Рэймс, Иэн Сомерхолдер, Роберт Карлайл и Лиам Каннингем, но когда дело доходит до экшена, впечатляет именно Фукан. Плавные движения паркурщика идеально сочетаются с бешеным темпом фильма, часто отвлекая зрителей от досадных недостатков повествования.
«Прыжок Себастьена Фукана на движущийся автобус довольно мил, и хотя я не претендую на понимание мотивации некоторых его более посторонних движений в паркуре, я должен признать, что мне было интересно наблюдать за ними», — пишет Film School Rejects.
В другом месте The Action Elite назвал «Турнир на выживание» «недооцененной жемчужиной» кино.
8«К-20: Легенда о маске» (2008) — забавный японский боевик
«К-20: Легенда о маске» — японский боевик, в котором в равной степени присутствуют супергероика и нуарный детектив. Действие незабываемого фильма Симако Сато разворачивается в конце 1940-х годов в городе Тэйто, столице Японии в этой вымышленной вселенной. Второй мировой войны никогда не было, и японская аристократия вышла из-под контроля. 90% богатства страны принадлежит богачам, но они регулярно становятся мишенью для таинственного персонажа типа азиатского Робин Гуда. Однако титулованный К-20 — или «Дьявол с двадцатью лицами», как его еще называют, — не очень хороший парень. Чтобы скрыться от властей, антигерой подставляет циркового акробата Хэикити Эндо (звезда «Дома летающих кинжалов» Такеши Канеширо) и сажает его в тюрьму. Решив доказать свою невиновность и привлечь к ответственности настоящего К-20, Эндо сбегает, принимает его облик и начинает охоту за ним.
В этом фильме есть многое, что можно полюбить, начиная с эстетической составляющей и заканчивая самоотверженным исполнением главной роли. Однако мы здесь говорим о паркурных боевиках, и хотя «К-20: Легенда о маске» не обязательно основан на прыжках и прыжках с парашютом, здесь есть несколько действительно запоминающихся приемов паркура, особенно в финальной битве. Эндо наконец-то встречается лицом к лицу с человеком, который подставил его (на вершине небоскреба в конце фильма), и последующая схватка приведет в восторг даже самых придирчивых поклонников боевиков.