Нас выбирают миллионы

Лучшая платформа для изучения аквариумистики

Репортаж — это всегда сочная, живая картинка, стоп-кадр реальности, работающий как триггер, запускающий в воображении зрителя цепочку событий. Репортажный снимок для фотографа — это всегда неожиданно, не вовремя, к этому трудно подготовиться, это почти всегда съёмка на автомате, почти не глядя на монитор, а часто исподтишка. Репортажный фотограф — это киборг, постоянно сканирующий пространство в поиске объекта съёмки.

Впрочем, фотосъёмка в зимних горах как минимум на половину — это по факту репортажная съёмка.

Альпика. Разгар дня. «Кожаный! Поделись колбаской!»

692437 800

Для съёмки хорошего репортажного кадра я пользуюсь несколькими универсальными приёмами:

1.Кадр нужно видеть заранее, чувствовать его, строить события в своём воображении и помещать себя с фотоаппаратом туда. Это даст возможность кадрировать объект ещё до того, как в руках появилась камера — посмотрел на положение солнца, или учёл освещённость объекта, сделал несколько шагов, параллельно вытесняя из потенциального кадра лишние объекты и заполняя дальний план чем-то, подчёркивающим главный объект,, поиграл высотой точки съёмки, а уже потом полез за камерой;

2.Нужно не лениться доставать камеру, а лучше иметь её под рукой. Много хороших с точки зрения фотографии событий не имеют своего фотографического двойника из-за того, что поздно увидел, камера далеко, не туда смотрел — на этом ресурсе представлена спортивная видеосъемка.

3.Не нужно привлекать к себе внимание. Это чуть ли не основное правило репортажной фотографии. События и люди, как правило, чутки к вмешательству — даже скошенные в сторону камеры глаза объекта меняют кадр полностью — это уже не то событие, которое могло произойти. Есть другой вариант — можно приучить на какое-то время окружающих к тому, что у вас в руках камера, они расслабятся и скованность уйдёт — для этого просто держите камеру в руках, можно направлять её без цели сделать снимок, короче — нужно разрядить обстановку;

4.Нужно умело вставлять в кадр перспективу. Хорошая перспектива расширяет границы события, создаёт место для воображения зрителя. Если таковой нет, то лучше заглубиться на крупный план и поискать там интересностей.

5.Иногда лучше снимать издалека. Для этого то и подойдёт тревел-зум с большим фокусом. Для съёмки в гуще событий можно поэкспериментировать с фишаком. Чем бы не снимал, практика — основной драйвер мастерства в репортаже. Вне зимних гор нельзя опускать камеру, тем более, что вокруг множество объектов репортажной съёмки. Сканируй пространство! Снимай! Совершенствуй!

Далее — несколько примеров.

"Пришёл"

«Пришёл»

"Завоз был?" Аудитор у магазина "Пятёрочка" напротив 25го км. г. Кировск

«Завоз был?» Аудитор у магазина «Пятёрочка» напротив 25го км. г. Кировск

"Заяц и Волк"

«Заяц и Волк»

"Чего там?"

«Чего там?»

"Только добрались" Дед Мороз и Снегурочка у кафе "Балкария". Эльбрус. Май.

«Только добрались» Дед Мороз и Снегурочка у кафе «Балкария». Эльбрус. Май.

"Приберись на своей планете!" Чтение Антуана Сент-Экзюпери после трудового дня в бэк-экспедициясе.

«Приберись на своей планете!» Чтение Антуана Сент-Экзюпери после трудового дня в бэк-экспедициясе.

"Сваты едут!"

«Сваты едут!»

"В тапочках"

«В тапочках»

Портрет

Портрет — одновременно  один из самых сложных и интересных жанров фотографии. Деликатность, утончённость, важность самых тонких штрихов — это всё про портретную съёмку. Умение делать портрет — мерило фотографа. Для фотосэта из зимних гор с лыжами и досками портреты — это хорошее дополнение сюжета.

694967 800

Несколько важностей:

1.Для портретной съёмки в зимних горах работают все основные правила — фокусировка на глаза, маленькая глубина резко изображаемого пространства, желательно «мягкая» оптика, в случае, если используется тревел-зум лучше снимать на больших фокусных расстояниях — там размытие фона лучше, цветовой акцент на объект съёмки, а не на фоне. А вот для работы со светом, который очень важен в портрете, который создаёт объём, крутить придётся уже, собственно, объект съёмки — боковое освещение даст тот самый объём и уберёт плоскую картинку;

2.Некоторые типажи абсолютно не фактурные с точки зрения портрета. Не фотогеничны, так сказать. Как их не крути, какие перспективы не запихивай в кадр. Придётся потрудиться, и возможно очередной кадр, например, в репортажном стиле, когда объект расслаблен, его можно будет поймать на интересной эмоции;

3.Портрет с зимних горах — это эмоция человека. Традиционно в коллективном бессознательном такая эмоция мажорна — как же!, зима, горы, мы с лыжами и досками! Но можно зацепить и, и это, на мой взгляд, особо ценно разного человека — уставшего, преодолевающего, недоумевающего, смущённого;

4.Отчасти, эмоция в кадре — это плод общения объекта с фотографом, степень свободы, доверия и взаимной откровенности;

5.Коллективный портрет — хороший вариант! Нужно только грамотно всех расставить.

  1. Можно и нужно экспериментировать с размером портрета — крупные планы, ростовые изображения.

Ниже некоторые примеры из моего архива.

Маска

Маска

Катаев

Катаев

Чо?

Чо?

КлозСизон

КлозСизон

Всем оркестром

Всем оркестром

Радость моя

Радость моя

Вадик

Вадик

Борода с камнем

Борода с камнем

Приехали

Приехали

На фоне горы Чёрная

На фоне горы Чёрная

Да ладно!

Да ладно!

Топограф

Топограф

Уголок

Уголок

Далеко ещё?

Далеко ещё?

Пылесос

Пылесос

Съёмка в контражуре

Съёмка в контровом свете — это как детская неожиданность, это всегда стечение обстоятельств более чем мастерство фотографа и возможности техники, «поймать момент» — это про съёмку в контре, результат такой съёмки всегда впечатляет.

700093 800

При съёмке в контровом свете для получения хорошего результата важно:

  1. Секрет хорошего кадра, сделанного в контражуре — это фокусировка на основном объёкте съёмки. Неважно как это будет сделано — установкой точечного автофокуса или случайным движением камеры, несколькими последовательными фокусировками автоматом с изменением кадра. Объект в фокусе, вокруг него ореол света — это кадр в контражуре;
  2. Для съёмки движущегося райдера в контражуре нужен быстрый автофокус аппарата. Чем быстрее — тем лучше. Данное правило работает, если снимать снизу вверх. То есть когда объект съёмки очень быстро приближается к фотоаппарату;
  3. Снять движущегося райдера в контражуре проще чем сделать портрет в тех же условиях из за того, что фотоаппарату проще фокусироваться при большой перспективе. По сути  для фотоаппарата это будет обычный снимок движущегося райдера с точки зрения фокусировки по среднему значению кадра. А вот руки фотографа отвечают за то, чтобы в момент открытия затвора между ним, объектом съёмки и солнцем была прямая линия. Данное правило работает при съёмке движущегося райдера «в профиль»;
  4. Для съёмки движущегося райдера в контражуре можно и нужно использовать складки местности, особенно, если плюсануть режимное время — то есть близко к закату,  это когда перегиб ещё освещён солнцем, а складка уже в тени. Тогда фотографу следует спуститься в тень, а райдеров запустить по перегибу. В итоге будут чумовые фотографии;
  5. Кадр в контражуре — минималистичный кадр. Нужно убрать из него всё, иногда даже перспективу, главное — это объект и ореол света вокруг;
  6. Тренироваться хорошо в режимное время в любом лесу.

Ниже несколько примеров из личного архива.

700308 800

700646 800

700813 800

701052 800

701333 800

701494 800

702106 800

702451 800

702671 800

702833 800

703129 800

703251 800

703578 800

703764 800

704005 800

Пейзаж

Пейзаж в зимних горах — всегда источник гормонов счастья в организме, щенячих радостей и восторгов. Если портрет — мерило фотографа как технаря, то пейзаж — мерило фотографа как художника. Часто бывает, что вроде все щёлкают в красивых местах одно и то же, но на выходе могут быть диаметрально противоположные результаты — от шедевра, до полного кала.

704449 800

Перечислять или адаптировать под специфику зимних гор с райдерами все полезные советы по пейзажной съёмке в целом бессмысленно. Пейзаж — это чистое вдохновение. Несмотря, что есть множество правил, типа «правила третей», режимного времени и прочих, без соблюдения которых пейзаж станет как минимум плоским. Самое главное, на мой взгляд — это композиция. Необходимо донести до зрителя месидж запечатлённого на кадре куска пространственно- временного континуума, заставить оживать этот кусок прямо в воображении зрителя…)))

  1. Пейзаж можно снимать и смартфоном. фиксированная  диафрагма+большая глубина резкости — это неплохо с точки зрения пейзажа. Не знаю, можно ли будет распечатать на фотобумаге пейзаж со смартфона в формате А3, но кинуть в кого-нибудь открыткой в соцсети вполне;
  2. Мне всегда нравится, когда пейзаж дополняется людьми, идущими наверх, едущими вниз. Хорошо подобранная перспектива и «топинг» дополняют друг друга, как правило, контрастом размеров — типа большая гора и маленькие люди;
  3. Один из залогов хорошего пейзажа — это не просто соблюдение правил съёмки, а перемещение себя в нужную точку пространства. Буквально, а не фигурально. Например, для использования режимного времени нужно находиться непосредственно на склоне горы;
  4. Использование правила линий в зимних горах позволяет задействовать в полном объёме не только режимное время. Дело в том, что горы большие, а человек маленький, и часто он может находиться в тени, но при этом наблюдать освещённые участки гор. Нужно пользоваться таким моментом;
  5. Часто по погодным условиям сделать сочный контрастный пейзаж очень трудно. Но это не повод не доставать фотоаппарат. Кадры непогоды — одни из самых трогательных;
  6. И композиция! Её можно наработать только руками и чутьём кадра. Заваленный горизонт можно поправить в редакторе, как и ошибку автоматики, поскольку играться с ручными настройками камеры на морозе и падающем с неба снеге как то искусственно, но композицию кадра уже не поправить. Посему — практика!

Ниже несколько примеров из личного архива, которые подобраны как иллюстрация приведённых выше постулатов.

704664 800

705026 800

705428 800

705725 800

705909 800

706282 800

706520 800

706796 800

706950 800

707107 800

707554 800

707600 800

707899 800

708289 800

708498 800

708831 800

708899 800

709375 800

709596 800

709763 800

709914 800

710395 800

710525 800

710774 800

711102 800

711376 800

Драйв

И вот наконец, мы подошли к самому эпическому из всех эпиков в горнолыжной фотографии — съёмке движущихся райдеров. Здесь нам понадобится понимание биомеханических особенностей движения человека на лыжах или сноуборде, навыки управления социумом и персоналиями, знание пространственной геометрии и много чего ещё. Вперёд!

711668 800

Итак, сразу к постулатам:

  1. Райдеры с совершенной техникой  — это редкость. Когда человек «катит», наблюдать за ним удовольствие, а снимать тем более. В общей массе райдеров техника несовершенна, и неудачно сделанный снимок только выставит на передний план это несовершенство. Поэтому просто лупить чем попало даже из хорошей локации — этого мало. Более того, некоторые «фотографы» не обладают не только чувством кадра, но и чувством такта — фотограф должен чувствовать и даже более того предчувствовать реакцию своей натуры, ведь большинство людей мнительны, обидчивы и самоедливы;
  2. У лыжников и доскеров есть различные «критические» моменты и позы в езде, которых надо избегать при съёмке. В частности, у лыжников — это момент разгрузки лыж или момент смены дуги, у досочников — тоже самое+положение задом к камере;
  3. Есть три основных взаимных положения райдера и фотографа на склоне— райдер сверху, райдер на траверсе плюс-минус, райдер снизу. Они требуют несколько разных приёмов при съёмке. Райдер сверху — это всегда увеличение воспринимаемого угла склона, правда, важно помнить, что угол склона исчезнет практически совсем, если между райдером и фотографом будет пролегать прямая по линии падения воды, то есть перпендикуляр. Тут можно снимать на больших фокусах. Лучше райдера увести несколько в сторону от вертикальной линии, проведённой через фотографа ещё и потому, что так будет больше времени на фокусировку. Райдер в траверсе — не всё так однозначно. Тут уже видны огрехи техники, типа позы «срущей галки», то есть завал в заднюю стойку, виден реальный угол склона, такой кадр граничит с плоским. Одно бесспорно для такой позиции — в траверсе легко вписать в кадр, как райдера, так и перспективу. Лучше если райдеру дать установку, чтобы он заходил на фотографа как на вешку в слаломе, тогда в траверс он влетит в активной фазе загрузки лыж или доски. Райдер снизу будет выглядеть эпик, если в кадр вписать хорошую перспективу — бездонный цирк за ближайшим перегибом, полоску леса глубоко внизу, бодрый угол на таких позициях усиливает восприятие зрителя, ибо по сути это есть взгляд на склон глазами самого райдера;
  4. Райдер должен ехать на определённом расстоянии от фотографа. Это расстояние должен определить фотограф исходя из диапазона фокусных расстояний, доступных ему. Часто бывает так, что райдер в неистребимом желании сделать красиво, активно кантуется непосредственно перед камерой. Идиот! Если только у фотографа не фишай, то, как правило, из этого ничего путнего не выйдет. Хорошая закантовка и снежный вихрь снимается на большом фокусе;
  5. Необходимо указывать райдерам направление движения относительно камеры. Или просто указать своё место в виде ориентира — «Я должен располагаться слева (справа) от тебя»;
  6. Съёмка прыгов — это акробатика для райдера и тренировка глазомера для фотографа. Все знают, что чем ближе подойдёшь под кикер и больше задерёшь объектив в небо, тем интереснее выйдет снимок. Да, если успеешь нажать на курок. Можно долбить серию снимков, но для этого нужен быстрый автофокус на каждое экспонирование, а не осреднённые установки на всю серию, и это важно, и это возможно, если камера скорострельна. Не следует снимать прыги с карнизов сверху вниз по линии карниза — амплитуда скрадётся моментально, только если из под карниза. Лучшая экспозиция таких кадров — это под острым углом к перпендикуляру , исходящему из точки прыжка, относительно линии карниза, и лучше с противоположного склона))) Непонятно? Тренируй воображение! Так вот, такая позиция позволит поймать тень прыгуна на склон под карнизом и увеличит воспринимаемую амплитуду прыга;
  7. Заваливать горизонт или нет? Вопрос риторический. На крупных планах иногда так и тянет нахлобучить линию горизонта, чтобы все потом цокали языками — мол да! шикардос! углы! Тут важно соблюдать баланс. Если райдер активен и уверен — можно и добавить угла, если вял и косоног — лучше не стоит этого делать, будет заметен диссонанс. На позициях «райдер сверху» заваливать угол нужды нет, поскольку, повторюсь, воспринимаемый зрителем на таком снимке угол будет больше реального;
  8. Конечно, снова повторимся про один из столпов фотографии — композиция. Умело встроенная в кадр с райдером перспектива часто важнее техники райдера.

Ниже приведены примеры из моего личного архива.

711712 800

712017 800

712435 900

712576 800

712787 800

713011 800

713306 800

713544 800

713776 800

714069 800

714240 800

714640 800

714987 800

715116 800

715337 800

715739 800

715824 800

716123 800

716455 800

716575 800

716992 800

717293 800

717349 800

717792 800

717899 800

718081 800

718400 800

720774 800

719343 800

719447 800

719725 800

720207 800

720471 800

По итогу. Вооружившись приведёнными выше знаниями можно не только представать перед окружающими в виде обезьяны с гранатой в виде фотоаппарата, но уверенно прогрессировать в фотографическом деле. Надеюсь, что некоторых, особо упоротых персонажей, уверовавших в то, что полноценный фотоаппарат можно заменить смартфоном я  переуверовал в их заблуждении и ереси. В перспективе будет немного информации за энергетику, в смысле чем заряжать фотоаппарат и не только вдали от резетки.

Что значит снимок с любовью — что на нем должно отображаться?