Репортаж — это всегда сочная, живая картинка, стоп-кадр реальности, работающий как триггер, запускающий в воображении зрителя цепочку событий. Репортажный снимок для фотографа — это всегда неожиданно, не вовремя, к этому трудно подготовиться, это почти всегда съёмка на автомате, почти не глядя на монитор, а часто исподтишка. Репортажный фотограф — это киборг, постоянно сканирующий пространство в поиске объекта съёмки.
Впрочем, фотосъёмка в зимних горах как минимум на половину — это по факту репортажная съёмка.
Альпика. Разгар дня. «Кожаный! Поделись колбаской!»
Для съёмки хорошего репортажного кадра я пользуюсь несколькими универсальными приёмами:
1.Кадр нужно видеть заранее, чувствовать его, строить события в своём воображении и помещать себя с фотоаппаратом туда. Это даст возможность кадрировать объект ещё до того, как в руках появилась камера — посмотрел на положение солнца, или учёл освещённость объекта, сделал несколько шагов, параллельно вытесняя из потенциального кадра лишние объекты и заполняя дальний план чем-то, подчёркивающим главный объект,, поиграл высотой точки съёмки, а уже потом полез за камерой;
2.Нужно не лениться доставать камеру, а лучше иметь её под рукой. Много хороших с точки зрения фотографии событий не имеют своего фотографического двойника из-за того, что поздно увидел, камера далеко, не туда смотрел – на этом ресурсе представлена спортивная видеосъемка.
3.Не нужно привлекать к себе внимание. Это чуть ли не основное правило репортажной фотографии. События и люди, как правило, чутки к вмешательству — даже скошенные в сторону камеры глаза объекта меняют кадр полностью — это уже не то событие, которое могло произойти. Есть другой вариант — можно приучить на какое-то время окружающих к тому, что у вас в руках камера, они расслабятся и скованность уйдёт — для этого просто держите камеру в руках, можно направлять её без цели сделать снимок, короче — нужно разрядить обстановку;
4.Нужно умело вставлять в кадр перспективу. Хорошая перспектива расширяет границы события, создаёт место для воображения зрителя. Если таковой нет, то лучше заглубиться на крупный план и поискать там интересностей.
5.Иногда лучше снимать издалека. Для этого то и подойдёт тревел-зум с большим фокусом. Для съёмки в гуще событий можно поэкспериментировать с фишаком. Чем бы не снимал, практика — основной драйвер мастерства в репортаже. Вне зимних гор нельзя опускать камеру, тем более, что вокруг множество объектов репортажной съёмки. Сканируй пространство! Снимай! Совершенствуй!
Далее — несколько примеров.
“Пришёл”
“Завоз был?” Аудитор у магазина “Пятёрочка” напротив 25го км. г. Кировск
“Заяц и Волк”
“Чего там?”
“Только добрались” Дед Мороз и Снегурочка у кафе “Балкария”. Эльбрус. Май.
“Приберись на своей планете!” Чтение Антуана Сент-Экзюпери после трудового дня в бэк-экспедициясе.
“Сваты едут!”
“В тапочках”
Портрет
Портрет — одновременно один из самых сложных и интересных жанров фотографии. Деликатность, утончённость, важность самых тонких штрихов — это всё про портретную съёмку. Умение делать портрет — мерило фотографа. Для фотосэта из зимних гор с лыжами и досками портреты — это хорошее дополнение сюжета.
Несколько важностей:
1.Для портретной съёмки в зимних горах работают все основные правила — фокусировка на глаза, маленькая глубина резко изображаемого пространства, желательно «мягкая» оптика, в случае, если используется тревел-зум лучше снимать на больших фокусных расстояниях — там размытие фона лучше, цветовой акцент на объект съёмки, а не на фоне. А вот для работы со светом, который очень важен в портрете, который создаёт объём, крутить придётся уже, собственно, объект съёмки — боковое освещение даст тот самый объём и уберёт плоскую картинку;
2.Некоторые типажи абсолютно не фактурные с точки зрения портрета. Не фотогеничны, так сказать. Как их не крути, какие перспективы не запихивай в кадр. Придётся потрудиться, и возможно очередной кадр, например, в репортажном стиле, когда объект расслаблен, его можно будет поймать на интересной эмоции;
3.Портрет с зимних горах — это эмоция человека. Традиционно в коллективном бессознательном такая эмоция мажорна — как же!, зима, горы, мы с лыжами и досками! Но можно зацепить и, и это, на мой взгляд, особо ценно разного человека — уставшего, преодолевающего, недоумевающего, смущённого;
4.Отчасти, эмоция в кадре — это плод общения объекта с фотографом, степень свободы, доверия и взаимной откровенности;
5.Коллективный портрет — хороший вариант! Нужно только грамотно всех расставить.
- Можно и нужно экспериментировать с размером портрета — крупные планы, ростовые изображения.
Ниже некоторые примеры из моего архива.
Маска
Катаев
Чо?
КлозСизон
Всем оркестром
Радость моя
Вадик
Борода с камнем
Приехали
На фоне горы Чёрная
Да ладно!
Топограф
Уголок
Далеко ещё?
Пылесос
Съёмка в контражуре
Съёмка в контровом свете — это как детская неожиданность, это всегда стечение обстоятельств более чем мастерство фотографа и возможности техники, «поймать момент» — это про съёмку в контре, результат такой съёмки всегда впечатляет.
При съёмке в контровом свете для получения хорошего результата важно:
- Секрет хорошего кадра, сделанного в контражуре — это фокусировка на основном объёкте съёмки. Неважно как это будет сделано — установкой точечного автофокуса или случайным движением камеры, несколькими последовательными фокусировками автоматом с изменением кадра. Объект в фокусе, вокруг него ореол света — это кадр в контражуре;
- Для съёмки движущегося райдера в контражуре нужен быстрый автофокус аппарата. Чем быстрее — тем лучше. Данное правило работает, если снимать снизу вверх. То есть когда объект съёмки очень быстро приближается к фотоаппарату;
- Снять движущегося райдера в контражуре проще чем сделать портрет в тех же условиях из за того, что фотоаппарату проще фокусироваться при большой перспективе. По сути для фотоаппарата это будет обычный снимок движущегося райдера с точки зрения фокусировки по среднему значению кадра. А вот руки фотографа отвечают за то, чтобы в момент открытия затвора между ним, объектом съёмки и солнцем была прямая линия. Данное правило работает при съёмке движущегося райдера «в профиль»;
- Для съёмки движущегося райдера в контражуре можно и нужно использовать складки местности, особенно, если плюсануть режимное время — то есть близко к закату, это когда перегиб ещё освещён солнцем, а складка уже в тени. Тогда фотографу следует спуститься в тень, а райдеров запустить по перегибу. В итоге будут чумовые фотографии;
- Кадр в контражуре — минималистичный кадр. Нужно убрать из него всё, иногда даже перспективу, главное — это объект и ореол света вокруг;
- Тренироваться хорошо в режимное время в любом лесу.
Ниже несколько примеров из личного архива.
Пейзаж
Пейзаж в зимних горах – всегда источник гормонов счастья в организме, щенячих радостей и восторгов. Если портрет — мерило фотографа как технаря, то пейзаж — мерило фотографа как художника. Часто бывает, что вроде все щёлкают в красивых местах одно и то же, но на выходе могут быть диаметрально противоположные результаты — от шедевра, до полного кала.
Перечислять или адаптировать под специфику зимних гор с райдерами все полезные советы по пейзажной съёмке в целом бессмысленно. Пейзаж — это чистое вдохновение. Несмотря, что есть множество правил, типа «правила третей», режимного времени и прочих, без соблюдения которых пейзаж станет как минимум плоским. Самое главное, на мой взгляд — это композиция. Необходимо донести до зрителя месидж запечатлённого на кадре куска пространственно- временного континуума, заставить оживать этот кусок прямо в воображении зрителя…)))
- Пейзаж можно снимать и смартфоном. фиксированная диафрагма+большая глубина резкости — это неплохо с точки зрения пейзажа. Не знаю, можно ли будет распечатать на фотобумаге пейзаж со смартфона в формате А3, но кинуть в кого-нибудь открыткой в соцсети вполне;
- Мне всегда нравится, когда пейзаж дополняется людьми, идущими наверх, едущими вниз. Хорошо подобранная перспектива и «топинг» дополняют друг друга, как правило, контрастом размеров — типа большая гора и маленькие люди;
- Один из залогов хорошего пейзажа — это не просто соблюдение правил съёмки, а перемещение себя в нужную точку пространства. Буквально, а не фигурально. Например, для использования режимного времени нужно находиться непосредственно на склоне горы;
- Использование правила линий в зимних горах позволяет задействовать в полном объёме не только режимное время. Дело в том, что горы большие, а человек маленький, и часто он может находиться в тени, но при этом наблюдать освещённые участки гор. Нужно пользоваться таким моментом;
- Часто по погодным условиям сделать сочный контрастный пейзаж очень трудно. Но это не повод не доставать фотоаппарат. Кадры непогоды — одни из самых трогательных;
- И композиция! Её можно наработать только руками и чутьём кадра. Заваленный горизонт можно поправить в редакторе, как и ошибку автоматики, поскольку играться с ручными настройками камеры на морозе и падающем с неба снеге как то искусственно, но композицию кадра уже не поправить. Посему — практика!
Ниже несколько примеров из личного архива, которые подобраны как иллюстрация приведённых выше постулатов.
Драйв
И вот наконец, мы подошли к самому эпическому из всех эпиков в горнолыжной фотографии — съёмке движущихся райдеров. Здесь нам понадобится понимание биомеханических особенностей движения человека на лыжах или сноуборде, навыки управления социумом и персоналиями, знание пространственной геометрии и много чего ещё. Вперёд!
Итак, сразу к постулатам:
- Райдеры с совершенной техникой — это редкость. Когда человек «катит», наблюдать за ним удовольствие, а снимать тем более. В общей массе райдеров техника несовершенна, и неудачно сделанный снимок только выставит на передний план это несовершенство. Поэтому просто лупить чем попало даже из хорошей локации — этого мало. Более того, некоторые «фотографы» не обладают не только чувством кадра, но и чувством такта — фотограф должен чувствовать и даже более того предчувствовать реакцию своей натуры, ведь большинство людей мнительны, обидчивы и самоедливы;
- У лыжников и доскеров есть различные «критические» моменты и позы в езде, которых надо избегать при съёмке. В частности, у лыжников — это момент разгрузки лыж или момент смены дуги, у досочников — тоже самое+положение задом к камере;
- Есть три основных взаимных положения райдера и фотографа на склоне— райдер сверху, райдер на траверсе плюс-минус, райдер снизу. Они требуют несколько разных приёмов при съёмке. Райдер сверху — это всегда увеличение воспринимаемого угла склона, правда, важно помнить, что угол склона исчезнет практически совсем, если между райдером и фотографом будет пролегать прямая по линии падения воды, то есть перпендикуляр. Тут можно снимать на больших фокусах. Лучше райдера увести несколько в сторону от вертикальной линии, проведённой через фотографа ещё и потому, что так будет больше времени на фокусировку. Райдер в траверсе — не всё так однозначно. Тут уже видны огрехи техники, типа позы «срущей галки», то есть завал в заднюю стойку, виден реальный угол склона, такой кадр граничит с плоским. Одно бесспорно для такой позиции — в траверсе легко вписать в кадр, как райдера, так и перспективу. Лучше если райдеру дать установку, чтобы он заходил на фотографа как на вешку в слаломе, тогда в траверс он влетит в активной фазе загрузки лыж или доски. Райдер снизу будет выглядеть эпик, если в кадр вписать хорошую перспективу — бездонный цирк за ближайшим перегибом, полоску леса глубоко внизу, бодрый угол на таких позициях усиливает восприятие зрителя, ибо по сути это есть взгляд на склон глазами самого райдера;
- Райдер должен ехать на определённом расстоянии от фотографа. Это расстояние должен определить фотограф исходя из диапазона фокусных расстояний, доступных ему. Часто бывает так, что райдер в неистребимом желании сделать красиво, активно кантуется непосредственно перед камерой. Идиот! Если только у фотографа не фишай, то, как правило, из этого ничего путнего не выйдет. Хорошая закантовка и снежный вихрь снимается на большом фокусе;
- Необходимо указывать райдерам направление движения относительно камеры. Или просто указать своё место в виде ориентира — «Я должен располагаться слева (справа) от тебя»;
- Съёмка прыгов — это акробатика для райдера и тренировка глазомера для фотографа. Все знают, что чем ближе подойдёшь под кикер и больше задерёшь объектив в небо, тем интереснее выйдет снимок. Да, если успеешь нажать на курок. Можно долбить серию снимков, но для этого нужен быстрый автофокус на каждое экспонирование, а не осреднённые установки на всю серию, и это важно, и это возможно, если камера скорострельна. Не следует снимать прыги с карнизов сверху вниз по линии карниза — амплитуда скрадётся моментально, только если из под карниза. Лучшая экспозиция таких кадров — это под острым углом к перпендикуляру , исходящему из точки прыжка, относительно линии карниза, и лучше с противоположного склона))) Непонятно? Тренируй воображение! Так вот, такая позиция позволит поймать тень прыгуна на склон под карнизом и увеличит воспринимаемую амплитуду прыга;
- Заваливать горизонт или нет? Вопрос риторический. На крупных планах иногда так и тянет нахлобучить линию горизонта, чтобы все потом цокали языками — мол да! шикардос! углы! Тут важно соблюдать баланс. Если райдер активен и уверен — можно и добавить угла, если вял и косоног — лучше не стоит этого делать, будет заметен диссонанс. На позициях «райдер сверху» заваливать угол нужды нет, поскольку, повторюсь, воспринимаемый зрителем на таком снимке угол будет больше реального;
- Конечно, снова повторимся про один из столпов фотографии — композиция. Умело встроенная в кадр с райдером перспектива часто важнее техники райдера.
Ниже приведены примеры из моего личного архива.
По итогу. Вооружившись приведёнными выше знаниями можно не только представать перед окружающими в виде обезьяны с гранатой в виде фотоаппарата, но уверенно прогрессировать в фотографическом деле. Надеюсь, что некоторых, особо упоротых персонажей, уверовавших в то, что полноценный фотоаппарат можно заменить смартфоном я переуверовал в их заблуждении и ереси. В перспективе будет немного информации за энергетику, в смысле чем заряжать фотоаппарат и не только вдали от резетки.